Чем плох Flash? Да, собственно, ничем. Более того, Flash просто великолепен! Как по-своему великолепен молоток: трудно придумать что-то лучшее для забивания гвоздей. Но пытаться построить при помощи только лишь молотка целый дом - далеко не самый рациональный шаг. Однако людям свойственно впадать в крайности - и особенно ярко эта черта нашего вида проявилась во Flash-сообществе. Освоив на досуге одну технологию (пусть самую совершенную и эффектную из существующих), гордо именующие себя флешерами считают ее универсальным средством для решения любых задач. Широкие возможности опьяняют их, заставляя подменять формой содержание, а эффектом - смысл. Flash-формат стал своего рода раком Интернета, его болезнью. Ее симптомы - длительная загрузка, неудобство навигации и поиска, тотальное распространение дурного вкуса и неконструктивного дизайна. Давайте попробуем разобраться, что послужило тому причиной и так ли страшен черт (то бишь Flash), как его малюют?
Как все начиналось
Первой острую потребность рынка уловила компания Macromedia. Пытаясь удовлетворить спрос на мультимедиа в Сети, она решает сделать ставку на векторную анимацию. Для этого Macromedia покупает маленькую фирму Future Animation, разработавшую скромную (всего 3 Мбайта), но очень оригинальную для своего времени программу FutureSplash Animator, предназначенную для создания анимации на домашних ПК. Дополнив ее всем тем, о чем так страстно мечтали веб-дизайнеры, Macromedia выпустила новый продукт под названием Flash. При создании Flash Macromedia решилась на достаточно смелый шаг: не дожидаясь, пока W3C приведет в порядок стандарты, а Microsoft и Netscape доработают свои браузеры до надлежащего технического уровня, она выпустила собственный встраиваемый проигрыватель для воспроизведения swf-фильмов (диалоговое окно с предложением загрузить его выводилось автоматически при обнаружении на странице соответствующих Flash-элементов). Это позволило разработчикам в одночасье забыть о трудностях с платформами, браузерами и операционными системами и целиком посвятить себя творчеству. Теперь гордо именоваться веб-дизайнером мог человек, не способный написать ни строчки на HTML и JavaScript. Художники-гуманитарии ликовали, пользователи тоже были довольны появлением огромной массы ярких и динамичных сайтов. Но когда опьянение новизной прошло, стало ясно, что далеко не все так безоблачно, как казалось…
Головокружение от успехов
Веб-дизайнеры слишком долго сидели на голодном пайке чистого HTML, чтобы от них можно было требовать умеренности при появлении такого изысканного деликатеса, как Flash. В одно мгновение Интернет, походивший ранее своей сдержанностью на подшивку «Правды» за 1932 год, превратился в броский и безвкусный Мулен-Руж. «Крутой» стиль победил дизайн, информативность, доступность. Стало считаться, что если сайт не блестит огнями, не поражает эффектами и не гудит в динамиках наушников заводной мелодией из трех зацикленных нот, то он недостаточно хорош и современен. Простота Flash способствует злоупотреблению его возможностями. Действительно, если анимированное меню «круче» статичного - почему бы его не использовать везде: благо на его изготовление требуется всего пара минут. Flash давит на разработчиков, навязывая им избыточное использование своего потенциала. А в результате появляются сайты солидных коммерческих структур, похожие, скорее, на кислотную дискотеку, чем на лицо фирмы. И заказчикам, воспитанным на телевизионной рекламе, это нравится. Конечно, не может не впечатлить анимированный и интерактивный сайт в футуристическом стиле размером в 500 Кбайт. Но сможет ли выдержать конкуренцию такой ресурс, если на просмотр двух-трех его страниц уходит четверть часа? Flash подобен алкоголю. Он прекрасен в малых дозах и смертелен при отсутствии меры. К сожалению, соблюсти эту самую меру не так просто. Вычурной форме приносится в жертву сама цель создания страницы. А ведь большинство пользователей идут в Сеть не за тем, чтобы поглазеть на новый изощренный Flash-фокус, а за информацией - следовательно, дизайн должен быть информативным, то есть максимально упрощающим доступ к сведениям. Богатые возможности Flash стали причиной дурного вкуса, победить который удастся только тогда, когда клиенты веб-студий поймут, что стильная страница размером в 20 Кбайт - куда лучше, чем многотонное собрание украденных эффектов, гордо именуемое Flash-сайтом.
Usability превыше всего
Можно ли сделать сайт целиком на Flash? Конечно, да. И в Париж можно поехать через Чукотку. И в Москве апельсины выращивать. Очень просто сделать так, чтобы по нажатию нужных кнопок или ссылок в текущее или даже новое окно браузера подгружался очередной swf-фильм, выполняющий роль страницы сайта. Но можно ли Flash-ролик считать сайтом лишь потому, что он загружается из Интернета? Если да, то таковым придется признать и PDF-документы, и Excel-таблицы, и видео в формате QuickTime, поскольку все эти объекты могут быть просмотрены в Internet Explorer аналогично swf-клипам. То, что изготовленный исключительно на Flash сайт на самом деле сайтом не является, доказывает полнейшее игнорирование им привычных и устоявшихся годами элементов пользовательского интерфейса браузера. Хотя в будущем, вполне вероятно, мы сможем рассчитывать на более тесную интеграцию мультимедиа в браузеры, на нынешнем этапе то, что Flash не является стандартной веб-технологией, порождает массу проблем. Перечислим основные из них.
Так как Flash-сайт является обычным swf-фильмом, внедренным в HTML-страницу в качестве объекта ActiveX, то кнопки «Вперед» и «Назад» работать не будут. При попытке вернуться к предыдущему разделу, вас просто «вынесет» за пределы материнской страницы. А разрешить проблему можно очень просто, разместив каждый из разделов сайта на индивидуальной HTML-странице. Однако для этого понадобятся некоторые познания в языке разметки, что является для многих непреодолимой преградой. Не поддерживается подсветка ссылок. А это осложняет навигацию по Сети, так как зачастую вы не можете определить, где уже побывали, а куда еще стоит зайти. Проблема в принципе решаемая с помощью нового класса ActionScript SharedObject, позволяющего записывать данные на винчестер пользователя. Однако это из области высшего пилотажа… При наведении курсора мыши на ссылку или баннер в строке состояния браузера не отображается соответствующий им адрес. Справиться с этим недостатком позволит возможность согласованной работы Flash и JavaScript.
Нельзя увеличить размер шрифта, из-за чего усложняется доступ к информации людям с ослабленным зрением. Вообще, Flash крайне жесток к людям с ограниченными возможностями. Например, голосовые браузеры для слепых не смогут прочитать swf-содержимое, так как воспринимают лишь текстовую информацию в определенных тегах HTML. Не работает стандартная функция браузера по поиску на странице. Абсолютно неразрешимая проблема, если сайт изготовлен исключительно при помощи Flash. Динамические Flash-вставки, содержащие множество двигающихся объектов, могут серьезно загружать процессор и занимать много оперативной памяти. Например, авторы наблюдали баннер, очень яркий и интересный, который поглощал практически все ресурсы Celeron 400! Из Flash-страницы невозможно импортировать изображения. Также не получится отключить отображение картинок при помощи стандартной настройки браузера. Не работает прокрутка страницы при помощи колеса мыши, клавиш управления курсором. Существенный недостаток, значительно осложняющий чтение больших документов и изучение обширных каталогов. До сих пор острой проблемой остается индексация содержимого swf-файла роботами поисковых машин. В некоторых поисковых системах такая функция уже присутствует, но правилом это еще не стало из-за высокой стоимости технологии. Flash очень слабо приспособлен к работе с базами данных, что значительно осложняет создание интерактивных сайтов. Так, организовать при помощи ActionScript поиск в телефонной базе из сотен тысяч записей практически невозможно.
Flash-сайт гораздо сложнее обновлять, чем «обычный». Компания Macromedia, желая более широкого распространения формата Flash, яростно отстаивает концепцию полных Flash-страниц в Сети. Важнейший из приводимых в защиту тотальной «флешизации» Интернета доводов заключается в том, что это позволит создавать более простые в обращении сайты, содержимое которых можно будет редактировать выборочно, не перезагружая всю страницу. А это означает, что, например, проголосовав в рейтинге, вам не придется ждать, пока заново перезагрузятся все элементы страницы - обновятся лишь непосредственно связанные с выполненным действием фрагменты. Описанная возможность является, без сомнений, крупным достоинством Flash-сайтов, так как ликвидирует, возможно, самую большую слабость традиционных технологий. Однако не стоит преувеличивать ее важности, поскольку, ввиду качественного кэширования современными браузерами элементов страниц, повторная загрузка последних обычно не связана со значительной нагрузкой на линию. Также использование полных Flash-страниц позволяет применять видеовставки без открытия нового окна браузера. Как видите, определенные преимущества у Flash-сайтов имеются. Но по сравнению с недостатками их немного. Однако самая большая проблема в использовании Flash в Интернете связана с тем, что она требует чрезвычайно много материальных и временных ресурсов, которые было бы гораздо лучше (с точки зрения большинства пользователей) потратить на развитие не формы, но содержания сайта.
Почему разработчики обожают Flash
Причина любви веб-дизайнеров к Flash очень проста: за созданные с помощью Flash сайты платят лучше, чем за «обыкновенные». Почему так происходит? Нет, не потому, что изготовить веб-страницу во Flash труднее. Наоборот, сделать это зачастую проще, чем используя стандартные технологии. Все дело в том, что Flash-сайт выглядит «круче», он больше соответствует канонам телевизионного рекламного шоу, на которых взращены рекламные службы компаний. Возникает закономерный вопрос: а не рациональнее ли потратить эти деньги на улучшение содержимого сайта или более частое его обновление, повышение интерактивности или добавление новых служб? Увы, до тех пор, пока сайты будут делаться в расчете на гендиректора или менеджера по рекламе, этот вопрос так и останется без ответа… Примечательно, что сайт самой компании Macromedia (macromedia.com; кстати, очень хороший источник информации для разработчиков в сфере Flash и ActionScript) очень умеренно использует Flash. Кажется алогичным, что страница компании, сотрудники которой с пеной у рта доказывают огромные преимущества полных Flash-страниц, на собственном ресурсе побрезговали реализовать свои же идеи. А причина тому проста: создать полноценный сайт, используя только Flash, практически невозможно. Да и нужно ли?
Бочка меда
Flash - революционная по своим возможностям система, предоставляющая невиданную доселе свободу творчества. Являя собой уникальный синтез графики, анимации и программирования, она позволяет легко справляться с невероятно сложными для более традиционных технологий задачами. Освоив Flash, вы сможете создавать баннеры, собственные игры, мультфильмы, презентации… Однако не стоит возводить Flash в культ, слепо веря, что с его помощью можно решить абсолютно все проблемы. Flash - всего лишь один из инструментов, такой же, как HTML, JavaScript или CSS. Каждая из этих технологий может эффективно решать свои узкие задачи. На Flash отлично получаются меню, заставки и баннеры - и не стоит поручать ему большее. Иначе ваше творение станет живым примером всех тех проблем, которые были описаны в этой статье!
Почему флеш сайт выгодно заказать у нас?
Нет смысла дальше искать надежного партнера, Вы его уже нашли - это мы!